РАСЧЕТЫ ЗА ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ.

В Могилевской области 50 предприятий жилищно-коммунального хозяйства предоставляют гражданам (потребителям) жилищно-коммунальные услуги. Граждане-потребители жилищно-коммунальных услуг имеют право на:

удовлетворение потребностей в жилищно-коммунальных услугах;

информацию об исполнителе и оказываемых им жилищно-коммунальных услугах;

просвещение в области защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг;

надлежащее качество жилищно-коммунальных услуг;

возмещение убытков, вреда, причиненных потребителю вследствие неоказания жилищно-коммунальных услуг либо их оказания с недостатками;

государственную, включая судебную, защиту своих прав.

Жилищно-коммунальные услуги включают основные услуги, такие как: техническое обслуживание, текущий и капитальный ремонт жилого дома, санитарное содержание вспомогательных помещений жилого дома, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение и электроснабжение, техническое обслуживание лифта, обращение с твердыми коммунальными отходами, которые оказываются в обязательном порядке, и дополнительные жилищно-коммунальные услуги (их пять: установка и (или) техническое обслуживание запорно-переговорных устройств жилого дома; установка и (или) техническое обслуживание систем видеонаблюдения за жилым домом и придомовой территорией; организация работы и содержание вахтеров (консьержей) в многоквартирном жилом доме; аренда и (или) замена напольных грязезащитных ковровых покрытий; обустройство придомовых территорий элементами озеленения, благоустройство и их дальнейшее содержание), которые могут оказываться дополнительно к основным жилищно-коммунальным услугам по договору между исполнителем и потребителем.

Как правило, взаимодействие между гражданами и организациями жилищно-коммунального хозяйства (потребителями и исполнителями) происходит при оказании жилищно-коммунальных услуг. За получением консультаций граждане могут обратиться в службу «одно окно» предприятий жилищно-коммунального хозяйства по номерам телефонов, указанным в извещениях на оплату жилищно-коммунальных услуг.

В целях повышения коммунальной грамотности населения, предоставления гражданам необходимой информации об оказываемых предприятиями жилищно-коммунального хозяйства услугах, всеми предприятиями ЖКХ созданы сайты, на которых граждане могут ознакомиться с полезной информацией, тарифами на ЖКУ, подать заявку на выполнение работ, получить информацию справочного характера.

Справочно: за первое полугодие 2017 года на предприятия ЖКХ поступило 72 227 заявок граждан по вопросам ЖКУ, в том числе 30 947 заявок на оказание платных услуг.

Индикатором повышения эффективности работы жилищно-коммунальных служб являются обращения граждан, общее количество которых в 1 полугодии 2017 года по сравнению с аналогичным периодом 2016 года снизилось на 11 процентов. (3 796 обращений в 1 полугодии 2017 года, 4 254 – в 1 полугодии 2016 года).

Важными условиями при работе с населением является наличие договора на оказание жилищно-коммунальной услуги и оплата жилищно-коммунальной услуги. Основные жилищно-коммунальные услуги должны (могут) оказываться при наличии соответствующего договора, а дополнительные жилищно-коммунальные услуги (далее – ЖКУ) оказываются только при наличии договора.

В Республике Беларусь утверждены фиксированные тарифы на жилищно-коммунальные услуги для физических и юридических лиц. Размер платы за ЖКУ зависит от нескольких факторов:

-общая площадь жилого помещения,

-количество зарегистрированных граждан,

-количество фактически используемого газа, воды и электричества.

В целях обеспечения единства методологического руководства при обслуживании населения организации жилищно-коммунального хозяйства Могилевской области осуществляют учет, расчет и начисление платы за жилищно-коммунальные услуги и пользование помещением в единой общереспубликанской автоматизированной информационной системе расчетов за потребленные населением жилищно-коммунальные и другие услуги (далее – АИС «Расчет-ЖКУ»).

Расчёт начислений производится ежемесячно с учётом актуальных цен на жилищно-коммунальные услуги и иных данных.

Сумму платы за эксплуатацию жилых помещений, техническое обслуживание многоквартирного дома для всех потребителей коммунальных услуг должна производить организация, которая обслуживает жилой дом.

Снятие  и подача показаний индивидуальных приборов учета расхода холодной, горячей воды и тепловой энергии, установленных в жилых помещениях собственников, производятся потребителями услуг ЖКХ самостоятельно.

В случаях, когда у гражданина во владении и (или) эксплуатации одного или нескольких жилых помещений и отсутствии в них (в одном из них) официально зарегистрированных по месту жительства собственника, члена организации застройщиков и (или) членов их семей оплата за тех. обслуживание и центральное отопление этих строений (помещений) должна осуществляться соответственно установленным законодательством Республики Беларусь тарифам и нормам на услуги по обслуживанию жилых домов и тарифам на тепло (тепловую энергию) для нужд отопления и горячего водоснабжения, обеспечивающим полное возмещение экономически обоснованных затрат на оказание таких услуг.

Своевременная оплата жилищно-коммунальных услуг в полном размере является обязанностью граждан Республики Беларусь.

Для удобства потребители ЖКУ имеют несколько вариантов оплаты коммунальных услуг:

- наличными или по платежной карте в филиалах банков, почтовых отделениях, расчетно-кассовых центрах;

- оплата коммунальных услуг через инфо-киоски;

- через интернет с помощью системы «интернет-банкинг».

Плата за жилищно-коммунальные услуги вносится за каждый истекший месяц не позднее 25-го числа следующего за ним месяца. В случае несвоевременной оплаты начисляется пеня за каждый день просрочки в размере 0,3% от неуплаченной в установленный срок суммы.

Организация, которая предоставляет коммунальные услуги, имеет право приостановить (заморозить) оказание услуг ЖКХ гражданину (или гражданам), без уважительных причин накопившего задолженность по оплате данных услуг за два или больше расчетных периода и не погасившего этот долг в период пяти дней после получения письменного уведомления-предупреждения.

Затраты, которые связаны с восстановлением получения жилищно-коммунальных услуг, возмещаются гражданином, допустившим подобное. Обеспечение коммунальными услугами восстанавливается в период не превышающий 2 суток после предъявления в организацию, оказывающую коммунальные услуги, документов подтверждающих погашение накопившейся задолженности и полной оплате затрат в связи с возобновлением оказания услуг ЖКХ.

Граждане, потребители жилищно-коммунальных услуг имеют право на перерасчет оплаты за коммунальные услуги в случае выезда граждан на срок свыше десяти суток подряд из места жительства (регистрации по месту жительства), который может быть произведен за следующие коммунальные услуги: вывоз, обезвреживание и переработку твердых коммунальных отходов, холодное и горячее водоснабжение, водоотведение (канализацию), газоснабжение. За водоснабжение и газоснабжение перерасчет платы производится только при отсутствии приборов учета расхода воды и газа.

Для перерасчета платы за коммунальные услуги необходимо обратиться в расчетно-кассовый центр с документами, подтверждающими отсутствие и заявлением на перерасчет. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 16.12.2005 № 1466 документы на перерасчет подаются не позднее 7 календарных дней со дня приезда. В течение 5 дней гражданину произведут перерасчет платы с зачетом данной суммы в счет уменьшения платы за коммунальные услуги с указанием ее в следующем извещении о плате за ЖКУ.

В целях усиления государственной поддержки населения Указом Президента Республики Беларусь от 29.08.2016 № 322 «О предоставлении безналичных жилищных субсидий» внедрена с 1 октября 2016 года система предоставления государственной помощи для частичной компенсации при оплате ЖКУ с учетом общего дохода семьи, площади жилья потребителей и определенных условий потребления услуг.

Государство компенсирует затраты на оплату жилищно-коммунальных услуг, превышающие 20 % от совокупного дохода семьи (или отдельного гражданина) в городе и 15 % – в сельской местности. При предоставлении субсидии учитываются установленные нормативы потребления жилищно-коммунальных услуг, а не фактические объемы потребления. Субсидию могут получить собственники жилья либо наниматели государственного жилья, а также члены их семей. Кроме того, субсидию могут оформить члены организации застройщиков.

Предоставление субсидий предусмотрено на основе заявительного и выявительного принципов. По выявительному принципу помощь государства могут получать неработающие пенсионеры или неработающие совершеннолетние инвалиды, если совместно с ними не проживают трудоспособные члены семьи.

Субсидия будет перечисляться поставщикам услуг, отражаться в извещении и уменьшать суммы начисленных платежей.

Справочно: По состоянию на 01.06.2017 г. дебиторская задолженность за оказанные жилищно-коммунальные услуги населения по г. Могилеву и Могилевской области составила – 11 218 тыс. руб., в т.ч. просроченная – 2 135 тыс. руб. или 19 %.

Наиболее значительные суммы просроченной дебиторской задолженности населения в районах:

Быховский – 96 тыс. руб. или 33,3 %,

Глусский – 67 тыс. руб. или 50 %,

Кличевский – 99 тыс. руб. или 57 %,

Костюковичский – 142 тыс. руб. или 46,9 %,

Кричевский – 204 тыс. руб. или 50 %,

Круглянский – 39 тыс. руб. или 39,4 %,

Могилевский – 107 тыс. руб. или 37,2 %,

Осиповичский – 206 тыс. руб. или 44,3 %,

Хотимский – 67 тыс. руб. или 64,4 %.

По г. Могилеву – 426 тыс. руб. или 8,3 %, г. Бобруйску – 431 тыс. руб. или 21,5 %.

Самые дисциплинированные плательщики (лучше организована работа по оплате и взысканию задолженности за ЖКУ) в Белыничском (просроченная задолженность 9 тыс. руб. – 8,8 %), Дрибинском (просроченная задолженность 1 тыс. руб. – 1,6 %), Чериковском (просроченная задолженность 4 тыс. руб. – 5,2 %) районах.

По сравнению с 1 января 2017 г. наблюдается рост просроченной дебиторской задолженности населения на 328 тыс. руб. (на 18 %).

По состоянию на 1.06.2017 г. предприятиями ЖКХ Могилевской области обслуживается 454 449 лицевых счетов из них 26 035 лицевых счетов с просроченными платежами (из них с задолженностью свыше 3-х месяцев 11 940). Удельный вес лицевых счетов с просроченными составил 5,7 %.

За 2016 год в целях взыскания текущих и просроченных платежей с населения предприятиями ЖКХ области проведена следующая работа:

- выдано 39 тысяч письменных предупреждений об отключении коммунальных услуг в случае непогашения долга (168 % лицевых счетов с просроченной задолженностью);

- оформлено 12 326 исполнительных надписей и заявлений на взыскание в судебные органы (98,4 % лицевых счетов с задолженностью свыше 3-х месяцев);

- ведется работа по поиску неплательщиков и их места работы через Фонд социальной защиты населения Республики Беларусь. За 2016 г. обработано и предоставлено информации по месту работы 8 800 человек;

- отключено абонентов от коммунальных услуг – 6 131.

По результатам работы судебных и нотариальных органов, и в случае дальнейшей систематической неуплаты платежей предприятия ЖКХ начинают работу по выселению неплательщиков.

Так, за 2016 г. подано 301 заявление на выселение и понуждение собственника к отчуждению жилого помещения, из них удовлетворено и фактически выселено по статье 86 ЖК РБ (в другое жилое помещение) – 21 неплательщиков, по статье 93 ЖК РБ (выселено из жилого помещения в общежитии) – 73 неплательщика, отчуждено 13 жилых помещений.

 

 

Управление жилищно-коммунального хозяйства Могилевского облисполкома

 

 

Последние новости