ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ТРАВМАТИЗМА И ОХРАНЫ ТРУДА

 

Обеспечение охраны труда остается одним из приоритетных направлений государственной внутренней политики. За последние годы в республике создана и функционирует государственная система управления охраной труда, сформировано национальное законодательство в этой сфере, создана система экономической заинтересованности нанимателей в улучшении условий и охраны труда.

В республике введено обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, направленное на обеспечение социальной защиты потерпевших вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. По данным Белорусского республиканского унитарного страхового предприятия «Белгосстрах» в 2016 году по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний лицам, пострадавшим в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Республике Беларусь, выплачено 90,8 млн. руб., в том числе по Могилевской области 12,17 млн. руб.

Вместе с тем, на практике по-прежнему имеются случаи нарушения существующих норм законодательства об охране труда, как со стороны работодателей, так и со стороны работников, которые приводят к трагедии – гибели человека на производстве. Социальные потери такого происшествия оценить невозможно, ибо никто и ничто не вернет матери – сына, ребенку – отца, жене – мужа.

В 2016 году в Могилевской области зарегистрировано 83 несчастных случая на производстве с тяжелыми последствиями (в 2015 году – 93), в том числе 14 (14) несчастных случаев со смертельным исходом и 69 (79) несчастных случаев, приведших к  тяжелым производственным травмам. Наиболее травмоопасными отраслями стали промышленность, сельское хозяйство, лесное хозяйство и строительство.

Согласно оперативным данным Департамента государственной инспекции труда коэффициент частоты по несчастным случаям со смертельным исходом в расчете на 100 тысяч работающих по области в 2016 году остался на уровне 2015 года и составил 2,97.

В 2016 году 36,7 % несчастных случаев с тяжелыми последствиями произошли в результате воздействия на потерпевших движущихся, разлетающихся, вращающихся предметов, деталей и тому подобное, 20 % - в результате падения, обрушения конструкций зданий и сооружений, обвала предметов, материалов, грунта и тому подобное, 16,6% - в результате падения потерпевших с высоты, 6,7 % - в результате падения потерпевших во время передвижения, 5 % - в результате поражения электрическим током, 3,3 % - в результате контакта с представителями фауны, 3,3 % - в результате дорожно-транспортного происшествия, 1,7 % - в результате воздействия экстремальных температур и 6,7 % - прочие виды происшествий.

По результатам анализа производственного травматизма с тяжелыми последствиями также установлено, что наиболее травмоопасными профессиями в 2016 году были: водитель автомобиля (12 пострадавших), плотник (5 пострадавших), животновод (4 пострадавших), вальщик леса и тракторист-машинист сельскохозяйственного производства (по 3 пострадавших).

Чаще других в 2016 году травмировались работники в возрасте от 31 до 40 лет – 32 % от общего числа пострадавших от несчастных случаев с тяжелыми последствиями, от 41 до 50 лет – 30,9 %, от 51 до 70 лет – 26 %, от 18 до 30 лет – 11,1 %.

Следует отметить, что второй год подряд наименее травмоопасным возрастом является возраст от 18 до 30 лет.

Несчастных случаев с лицами моложе 18 лет в 2016 году зарегистрировано не было.

Из числа несчастных случаев с тяжелыми последствиями, зарегистрированными в 2016 году, 89 % произошли с мужчинами и 11% с женщинами.

Анализ причин производственного травматизма показывает, что основными из них являются: нарушение потерпевшими трудовой и производственной дисциплины, требований инструкций по охране труда  (15,1 %); невыполнение руководителями и специалистами обязанностей по организации и обеспечению безопасности труда (13,7 %); нарушение требований безопасности другими работниками (8,2 %); допуск потерпевшего к работе без обучения и проверки знаний по вопросам охраны труда (6,8 %); допуск потерпевшего к работе без проведения стажировки по вопросам охраны труда и (или) инструктажа по охране труда (5,5 %); непроведение предварительного (при поступлении на работу) медицинского осмотра (4,1 %)  и другие причины.

В сравнении с 2015 годом в 2016 году увеличилось количество несчастных случаев по причине нарушения требований безопасности другими работниками (на 3,1 %), невыполнения руководителями и специалистами обязанностей по организации и обеспечению безопасности труда (на 2,4 %) и необеспечения потерпевшего средствами индивидуальной защиты (на 1,0 %).

В 1 квартале 2017 года по оперативным данным Департамента государственной инспекции труда зарегистрировано 22 несчастных случая с тяжелыми последствиями (в аналогичном периоде 2016 года – 15), в том числе несчастных случаев со смертельным исходом зарегистрировано 4 (4), а приведших к тяжелым производственным травмам – 18 (11).

Одной из причин производственного травматизма по-прежнему остается нахождение потерпевших на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения.

Так, в 2016 году в Могилевской области из числа смертельно и тяжело травмированных работников в состоянии алкогольного опьянения находились 1 (в 2015 году - 3)  и 5 (в 2015 году - 1) соответственно.

В 1 квартале 2017 года два работника (ОАО «Березина–Агро-Люкс» и ООО «Политекстиль»), получившие тяжелые производственные травмы, находились в состоянии алкогольного опьянения 2,12 и 0,74 промилле соответственно.

Данные несчастные случаи указывают на необходимость обеспечения постоянного контроля за соблюдением работниками трудовой дисциплины, требований инструкций по охране труда, пропаганды безопасности труда, постоянного информирования работников о недопустимости нахождения в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте или в рабочее время.

Кроме того, работодателям необходимо обеспечивать системный контроль физического состояния работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, а также безусловное привлечение работников организаций к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения за нахождение в состоянии алкогольного опьянения на рабочем месте или в рабочее время (за данное нарушение статьей 17.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрен штраф в размере от 1 до 10 базовых величин).

Анализ результатов надзора за соблюдением законодательства об охране труда показывает, что для предотвращения производственного травматизма в организациях области необходимо обеспечить:

соблюдение требований Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда,

своевременное и качественное проведение работникам обязательных медицинских осмотров, предрейсовых медицинских осмотров водителей транспортных средств и предсменных (перед началом работы, смены) медицинских осмотров или освидетельствований на предмет нахождения в состоянии алкогольного опьянения отдельных категорий работников,

соответствие оборудования требованиям эксплуатационных документов изготовителя; допускать к его эксплуатации  работников, имеющих соответствующую квалификацию, прошедших обучение, инструктаж, проводить своевременное и качественное техническое обслуживание и ремонт оборудования, выводить из эксплуатации травмоопасное оборудование.

Справочно. Пунктом 4 Директивы № 1 предписано работникам организаций независимо от форм собственности немедленно принимать меры по безопасной остановке оборудования, приспособлений, транспортных средств с извещением своего непосредственного руководителя или иного уполномоченного должностного лица нанимателя в случае неисправности такого оборудования.

Государственными инспекторами труда Могилевского областного управления в 2016 году проведено 96 специальных расследований несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями. С учетом материалов специальных расследований управлением Следственного комитета Республики Беларусь по Могилевской области в отношении 23 должностных лиц возбуждены уголовные дела, в том числе 20 – по статье 306 Уголовного кодекса Республики Беларусь (нарушение правил охраны труда), 3 – по статье 303 (нарушение правил безопасности горных или строительных работ). За нарушение требований законодательства об охране труда также применяется дисциплинарная и административная ответственность.

Кроме того, в 2016 году в отношении 6 должностных лиц, подозреваемых в сокрытии несчастных случаев от расследования, возбуждены уголовные дела по статье 424 Уголовного кодекса Республики Беларусь.

Могилевское областное управление Департамента государственной инспекции

труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь

 

 

Последние новости